• Наши партнеры
    Goscirc.ru - цирк Никулина стоимость билетов начало сеанса.
  • Cлово "1921"


    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F I J L M N P Q R S T U V
    Поиск  
    1. Зонтиков Н. А.: Н. А. Некрасов и Костромской край - страницы истории. Некрасов и Костромской край: 1878 год - начало XX века
    Входимость: 9. Размер: 60кб.
    2. Зонтиков Н. А.: Н. А. Некрасов и Костромской край - страницы истории. Вступление
    Входимость: 4. Размер: 10кб.
    3. Зонтиков Н. А.: Н. А. Некрасов и Костромской край - страницы истории. Некрасовские места Покостромья
    Входимость: 3. Размер: 61кб.
    4. Зонтиков Н. А.: Н. А. Некрасов и Костромской край - страницы истории. "Иных времен, иных картин провижу я начало…"
    Входимость: 1. Размер: 73кб.
    5. Зонтиков Н. А.: Н. А. Некрасов и Костромской край - страницы истории. "Кому на Руси жить хорошо": Костромские страницы
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    6. Авдотья Панаева. Воспоминания. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 71кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Зонтиков Н. А.: Н. А. Некрасов и Костромской край - страницы истории. Некрасов и Костромской край: 1878 год - начало XX века
    Входимость: 9. Размер: 60кб.
    Часть текста: у стен которой и завершился его земной путь. Хотя формально костромскому некрасоведению более ста лет, вопрос о месте погребения Гаврилы Яковлевича практически никогда не вставал. Только недавно Нина Григорьевна Захарова, праправнучатая племянница некрасовского «друга-приятеля», высказала мнение, что Гаврила Яковлевич был похоронен на ныне заброшенном т. н. «Родительском кладбище», находящемся в 4 верстах по течению Мезы ниже Шоды. Во вступлении к сборнику своих стихов «Во власти света», вышедшему в 2003 году, она пишет: «…прах Гаврилы Яковлевича и Семена Яковлевича, как и прах всех первопоселенцев, покоится в лесу, обступившем и поглотившем первоначальное – родительское – кладбище. Оно находится в четырех километрах от деревни по направлению к старому Мискову, недалеко от дороги, на возвышенном месте, называемом косогор» 552 . Однако это мнение, судя по всему, не соответствует действительности. В метрических книгах Успенской церкви в Жарках (к сожалению, они сохранились только, начиная с 1885 г.) все умершие в 1885-1917 гг. жители Шоды значатся похороненными «на кладбище при церкви», т. е. в Жарках. За более чем 30-летний период нам попалось только одно исключение – скончавшийся 19 апреля 1905 года крестьянин д. Шода Стефан Андреевич Сибирев, который 25 апреля после отпевания в Успенской церкви был погребен «на раскольническом кладбище в лесу по случаю разлития воды» 553 . Конечно, прямых свидетельств того, что Гаврила Яковлевич состоял прихожанином единоверческого храма в Жарках, у нас нет, но нет и сомнений в этом. В начале 70-х гг. XIX века в Шоде было 11 дворов 554 . Ровно столько же – 11 дворов из д....
    2. Зонтиков Н. А.: Н. А. Некрасов и Костромской край - страницы истории. Вступление
    Входимость: 4. Размер: 10кб.
    Часть текста: Ярославской и Костромской губерний. Противоположный, лежащий напротив Грешнева, правый берег Волги с воспетым Некрасовым Николо-Бабаевским монастырем относился уже к Костромскому уезду. В Костроме началась военная служба отца поэта, А. С. Некрасова, который и позднее часто бывал здесь. Н. А. Некрасов был связан с Костромским краем на протяжении значительной части своей жизни: он многократно приезжал в губернский город, охотился в лесах и болотах по реке Костроме, посещал многие селения Костромского и Буйского уездов. Документально известно, что поэт бывал в деревнях Шоде и Вёжи, селах Мисково и Жарки; не вызывает сомнений, что он посещал села Саметь, Шунгу, Спас-Вёжи (Спас), Сущево, Куниково, Пустынь и др. На костромском материале Некрасов написал ряд наиболее известных своих произведений: «Коробейники», «Крестьянские дети», «Дедушка Мазай и зайцы». Костромские впечатления нашли своё отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Не случайно в 1921 г., когда отмечалось 100-летие со дня рождения поэта, историк Н. Н. Виноградов отмечал, что Некрасова по праву можно считать «костромским писателем» 1 . С этим утверждением нельзя не согласиться. Некрасов был близко знаком со многими уроженцами Костромской губернии. Наиболее известным среди них является «друг-приятель» поэта Гаврила Яковлевич Захаров, крестьянин деревни Шода Костромского уезда (ныне – Костромского района), которому он посвятил свою поэму «Коробейники». Менее известен другой знакомый Некрасова – крестьянин деревни Вёжи Костромского уезда Иван Саввич Мазайхин, ставший героем его знаменитого стихотворения о дедушке Мазае. В качестве редактора журналов «Современник» и «Отечественные записки» Некрасов сотрудничал с целым рядом литераторов, связанных с Костромским краем: А. Н. Островским, А. Ф. Писемским, С. В. Максимовым, В. ...
    3. Зонтиков Н. А.: Н. А. Некрасов и Костромской край - страницы истории. Некрасовские места Покостромья
    Входимость: 3. Размер: 61кб.
    Часть текста: Некрасов и Гаврила Яковлевич бывали во многих местах Покостромья, в Костромском, Буйском и Солигаличском уездах (современных Костромском, Сусанинском, Буйском и Солигаличском районах). Как уже говорилось, по дороге в Шоду Некрасов неоднократно проезжал через села Мисково и Жарки. Эти села находились как бы на большом острове, со всех сторон окруженном водой. С юга и с запада «остров» омывала извилистая река Кострома, с севера и востока – не менее извилистая Глушица (местные жители называли её также Криуша ). Судя по названию, Глушица являлась старым руслом реки Костромы . Впервые в известных нам источниках « погост Митцкой » упоминается в 1581 году, когда царь Иван Грозный пожаловал погост московскому Чудову монастырю, в чьем владении Мисково оставалось до 1764 г. 297 Среди его бывших жителей и в литературе существует мнение, что название Мисково произошло от слова «миска» и что будто бы село по своему положению чем-то напоминало миску (хотя Мисково, стоявшее на небольшой возвышенности среди низины, если и напоминало миску, то перевернутую). Н. П. Кучин производит название села от прозвища Миса, действительно встречающееся в источниках 298 . Он пишет: «В костромских краях “миса” употребляют мало, чаще миска» 299 . Вслед за ним от слова «миса» ...
    4. Зонтиков Н. А.: Н. А. Некрасов и Костромской край - страницы истории. "Иных времен, иных картин провижу я начало…"
    Входимость: 1. Размер: 73кб.
    Часть текста: этом месте защитная дамба прошла на один километр западнее, и Вёжи оказались под её укрытием. Думается, что если бы к началу 50-х годов Вёжи были широко известны как родина дедушки Мазая, то, учитывая официальный культ Некрасова, её, возможно, удалось бы спасти от гибели. Безусловно, доля вины за гибель Вежей лежит на некрасоведах, историках, краеведах – в первую очередь, костромских. В их оправдание нельзя не напомнить, что в период «великого перелома» костромское краеведение, как и везде, было разгромлено, и судьба многих знатоков нашего края сложилась трагично (вспомним хотя бы Н. Н. Виноградова). С начала 50-х годов в Зарецком крае началась работа по переселению жителей. Всеми работами по созданию водохранилища ведала специально созданная организация – Гидрострой, управление которого разместилось на окраине Костромы, в Трудовой (Ипатьевской) слободе. Как первые вестники беды, летом 1953 года в окрестностях Вежей появились земснаряды, начавшие намыв защитной дамбы, которая должна была разделить Заречье на затопляемую и незатопляемую зоны. «Летом 1953 г. из реки Узоксы в озеро Великое вошёл первый земснаряд и, опустив свой десятиметровый хобот, приступил к намыву дамбы. Чуть позднее земснаряд вошёл в озеро Каменик, а следующей весной опустил свой хобот и третий, напротив Вежей» 741 . В 1953 году в зарецких сёлах и деревнях начался снос и разборка строений. Многие деревянные дома разбирались на перевоз. Каменные дома разбирались на кирпич, в их числе был разобран и Мазайхин дом в Вёжах. На отводимой под затопление территории находилось несколько действующих храмов: в Куникове, Мискове и Жарках. 4 марта 1953 года Костромской облисполком принял решение о...
    5. Зонтиков Н. А.: Н. А. Некрасов и Костромской край - страницы истории. "Кому на Руси жить хорошо": Костромские страницы
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    Часть текста: жизни. Исследователи давно отмечают большое количество костромских «примет» в части «Крестьянка», героиней которой является Матрена Тимофеевна Корчагина. Выше уже говорилось, что, возможным прототипом Матрены Тимофеевны послужила жена Гаврилы Яковлевича Захарова Маремьяна Родионовна. «Родина Матрены Тимофеевны, – пишет А. В. Попов, – изображается лесной стороной с населением, по-видимому, старообрядческим, со строгими нравами. Семья у нее “непьющая”. По избам обряжаются, В часовенках спасаются. Это напоминает бассейн реки Костромы , где Некрасов бывал у своего “друга-приятеля” Гаврилы Яковлевича Захарова, крестьянина деревни Шоды, с которым он охотился в этих местах» 486 . Согласно черновикам поэмы, муж Матрены Тимофеевны «Филипп Иваныч, каменщик» был родом из Мискова – недальнего Господского села (III, 506). Матрена Тимофеевна живёт «в селе Клину» (III, 236). А. В. Попов считал, что это село Клин в Даниловском уезде Ярославской губернии 487 . Ему возражал К. Ф. Яковлев: «... А. Попов связывает действие “Крестьянки” с реальной деревней Клин Даниловского уезда Ярославской губернии, в то время как поэт, несомненно, говорит здесь о костромских местах» 488 . Матрена Тимофеевна живёт относительно недалеко от Костромы. Желая броситься в ноги губернатору, она доходит до губернского города за ночь; в тексте сказано: «всю ночь я шла» (III, 295). Всё это свидетельствует в пользу того, что, изображая Матрену Тимофеевну, Некрасов опирался на свои мисковско-жарковско-шодские впечатления. Один из главных героев поэмы – крестьянин Савелий, дед мужа Матрены Тимофеевны, названный Н. А. Некрасовым «богатырем святорусским». За убийство управляющего именьем «немца Фогеля Христьяна Христианыча» Савелий долгое время был на каторге....

    © 2000- NIV